О чем не следует забывать / Уроки истории (6)
[1]
#6
15 окт 2016
«Будучи первым секретарем ЦК КП(б)У, Хрущев еще в 1944 году предложил передать Крым Украине. После этого его готовы были стереть
19 февраля 1954 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма в состав УССР
Несмотря на то что Крым уже более полувека является территорией Украины, споры о статусе автономии не прекращаются до сих пор. Противники передачи полуострова приводят самые разнообразные доводы с целью поставить под сомнение легитимность этого шага.
О реальных причинах изменения административного подчинения Крыма «ФАКТАМ» рассказывает историк, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований имени Ивана Кураса Виктор Котигоренко.
«Хрущев не имел такого влияния, чтобы самолично принять решение о передаче Крыма Украине»
- Виктор Алексеевич, сейчас некоторые знатоки истории, особенно в России, говорят, что якобы Никита Хрущев чуть ли не с пьяных глаз отдал Крым Украине. А как было на самом деле?
— Эта, с позволения сказать, версия — просто-напросто вымысел. К тому же необходимо учесть, что когда принималось постановление Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма в состав УССР, никто даже подумать не мог о том, что Советский Союз когда-нибудь развалится.
Сейчас многие упрекают Хрущева, что он чуть ли не самолично решил судьбу области. Но дело в том, что в то время Никита Сергеевич не мог самостоятельно принять такое решение по одной простой причине: его позиции еще не настолько упрочились. Надо знать и понимать, что это было начало 1954-го, а вопрос ставился еще раньше. Не прошло и года после смерти Сталина, еще не состоялся знаменитый ХХ съезд КПСС. Продолжал действовать принцип коллективного руководства в лице старой сталинской команды: Георгия Маленкова, Вячеслава Молотова, Лазаря Кагановича, Клима Ворошилова, Николая Булганина. Эти воспитанники и наследники Сталина сообща только-только убрали Берию, который после смерти вождя в марте 1953 года первый ринулся в борьбу за власть. Но сразу после устранения Берии верхушка партийного руководства начала бороться за власть друг с другом.
И Хрущев в то время еще не имел достаточного влияния, чтобы самостоятельно решать такие вопросы. Поэтому административное переподчинение Крымской области не сумасбродство или самодурство Хрущева, как это пытаются сейчас представить. Было принято коллегиальное решение тогда еще сталинской команды, хотя инициировал его Хрущев. Вопрос о передаче Крыма обсуждали на Президиуме ЦК КПСС, и никто из руководителей государства не высказал возражений.
Так что не нужно считать Никиту Сергеевича недалеким человеком — это была позиция сталинистов. По их логике, Сталин сделал СССР мощной державой с атомным оружием, а Хрущев посягнул на ее устои. Но если рассматривать процессы в тех же логических параметрах, то надо признать, что якобы «недалекий» Хрущев превратил СССР в державу космическую.
- Официальным поводом для передачи Крыма Украине назвали празднование 300-летия Переяславской рады — так сказать братский подарок России Украине…
— Этот юбилей и на самом деле был только поводом. Но не для «братского подарка», а для идеологического оправдания акции. Людям в России, Украине и Крыму нужно было как-то пояснить предпринимаемый шаг, поэтому вспомнили о 300-летии Переяславской рады. Празднование юбилея использовали еще и для демонстрации вековечной дружбы русского и украинского народов. Но само решение было вызвано исключительно экономической и управленческой необходимостью.
Сейчас мало кто знает, что во всех официальных документах, вплоть до февраля 1954 года, не было даже упоминания о том, что Крым передают по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией. Об этом не говорится ни в постановлениях Президиума РФ, ни в Указе Президиума Верховного Совета СССР. Более того, в законе о передаче Крымской области тоже нет упоминаний о праздновании этой даты.
«Переселенцы из России жаловались на Крым: «Нас пригнали сюда, а здесь картошка не растет, капуста вянет»
- Если это не прихоть Хрущева и не подарок к 300-летию воссоединения Украины с Россией, то каковы же действительные основания передачи Крыма Украине?
— В период подготовки и принятия решения его причиной в официальных документах называли, дословно, «общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР». По сути, в эту формулу «красиво зашили» признание бедственного положения экономики полуострова. Дело в том, что к началу 50-х годов народное хозяйство СССР в основном достигло довоенного уровня. А вот Крым отставал колоссально. Дохозяйствовались до того, что в области не хватало даже хлебных магазинов. Как свидетельствуют архивные данные, в 1953 году в Крыму работало всего 34 хлебобулочных, 18 мясорыбных и 8 молочных магазинов!
Кроме того, не стоит забывать об огромных человеческих потерях во время войны. До и в начале войны из Крыма «убрали» свыше 60 тысяч советских немцев. Затем эвакуация, гибель и угон в Германию мирного населения. В 1944-м войска НКВД депортировали более 190 тысяч татар. Выслали около 40 тысяч болгар, греков, армян. Впоследствии пытались переселить на их место людей из других регионов страны, преимущественно из России. Но это мало помогло: переселенцы из мест, далеких от юга, попросту не знали, как вести сельское хозяйство в условиях полуострова. Из-за трудностей многие вскоре покинули Крым.
Таким образом, в экономике области к началу 50-х сложилась весьма критическая ситуация. Но Коммунистическая партия, как известно, никогда не признавала своих ошибок. В том числе и по поводу депортаций, и в отношении хозяйствования. Тем не менее проблема требовала безотлагательного решения. А как? Область входила в состав Российской Федерации, финансировалась из ее бюджета. Но водные ресурсы и транспортная структура были замкнуты на Украину. Водохранилища и водоканал по понятным причинам строились «Укрводбудом». Чтобы поднять Крым из разрухи, не было другого выхода, как присоединить его к УССР. То есть приняли во внимание прежде всего экономическую и административную составляющую проблемы.
Никита Сергеевич в очередной раз убедился в бедственном положении экономики Крыма, когда в сентябре 1953 года приехал на полуостров. Как вспоминал зять Хрущева Алексей Аджубей, переселенцы — в основном из северных районов России и Поволжья — были недовольны новым местом жительства: «Нас пригнали сюда, а здесь картошка не растет, капуста вянет». На вопрос Никиты Сергеевича, зачем же они приехали, последовал ответ: «Нас обманули».
Именно после этой поездки Хрущев окончательно утвердился в идее передать Крым Украине. Хотя впервые с этим предложением Никита Сергеевич выступил еще в 1944 году, будучи руководителем ЦК КП(б)У. Один из работников аппарата вспоминал, что якобы Никита Сергеевич рассказывал ему: «Я был в Москве и заявил: Украина в разрухе, а из нее все тянут. А если ей Крым отдать? Так меня после этого как только не называли и как только душу не трясли. Готовы были стереть в пыль».
- Но и сейчас кое-кто называет Хрущева едва ли не украинским националистом. Дескать, сделал такой подарок своей малой родине…
— Во-первых, Хрущев не был украинцем по происхождению, но длительное время жил и работал в Украине, украинкой была его жена. А во-вторых, в среде партийных руководителей того времени никто не придавал значения национальной принадлежности. У них была одна, если так можно выразиться, национальность — руководитель партии и советского государства. Не был Хрущев и патриотом Украины, как его сейчас пытаются представить, он был патриотом Советского Союза. Но бывший руководитель Украины знал ее лучше, чем другие республики Союза, поэтому и уделял больше внимания. Так что ни о каком украинском патриотизме со стороны Хрущева говорить не приходится. Как, впрочем, и том, что Лазарь Каганович работал в интересах евреев, потому что он еврей. Каганович принимал деятельное участие в репрессиях против представителей еврейской интеллигенции, так же как Хрущев — в антиукраинских репрессиях.
- Кстати, существует версия, что Хрущев инициировал передачу Крыма как искупление своей вины за репрессии в УССР…
— Не думаю, что она обоснованна. Тогда все руководители СССР так или иначе участвовали в репрессиях. Поэтому считаю смешными предположения, что у кого-то из них вдруг проснулась совесть, и они решили таким образом извиниться перед украинским народом…
- Как вы думаете, если бы не указ 1954 года, могла судьба Крыма сложиться иначе? Ведь была идея создать на полуострове Еврейскую автономию…
— Да, в конце 40-х годов представители еврейской интеллигенции вынашивали идею создания еврейской автономии на территории Крыма. Даже обращались по этому поводу к руководству страны. Но с еврейской автономией не получилось и не могло получиться. В то время сталинский режим проводил очередную кампанию борьбы с врагами народа. Было решено найти и назначить врагов в еврейской среде. Достаточно вспомнить так называемое «дело врачей». Есть версия, что идея создания еврейской автономии в Крыму была провокацией режима. Чтобы оправдать очередную волну репрессий, надо было создать поводы для антисемитских настроений. В этом смысле идея создания еврейской автономии в Крыму играла на руку Сталину. Кое-кто целесообразность такой автономии связывал с давностью иудейского присутствия на полуострове. В этой связи можно вспомнить о бесперспективных и абсурдных дискуссиях по поводу исторической принадлежности Крыма. На самом деле Крым можно считать и греческим, и генуэзским, и итальянским, и монгольским, и татарским, и украинским, и русским. Все зависит от произвольно выбранных критериев и точек отсчета.
Но если состоялся факт образования из республик бывшего Союза двух суверенных государств — Украины и России, — то нужно признавать границы этих государств. Тем более что юридическая процедура передачи Крыма Украине в 1954 году была абсолютно корректной. Вопрос обсуждался Президиумами Верховного Совета РФ и УССР, они совместно обратились в Верховный Совет СССР. И только на основе этого обращения было принято постановление и подписан указ о передаче Крыма Украине.было принято постановление и подписан указ о передаче Крыма Украине.
Александр АРТАЗЕЙ, «ФАКТЫ» 19.02.2011
|
|
|
|
#5
22 май 2013
Забытые могилы предков, Поликуровском мемориал
Идет поминальная неделя, когда православные поминают ушедших родных и близких. А «Газета» решила рассказать о Поликуровском мемориал в Ялте, где похоронено немало известных людей эпохи. К сожалению, состояние этого памятника истории оставляет желать лучшего
На фото: В 1978 году на могиле Арендта открыли памятник, выполненный его внучкой Ариадной Арендт. Сейчас бюста на памятнике уже нет – украли
– Все началось ровно 69 лет назад, в апреле 1944 года. Тогда моя мама, работавшая в институте медицинской климатологии и климатотерапии, сейчас институт им. Сеченова, вместе с коллегами вышла на уборку освобожденного от немцев города. Они расчищали как раз Поликуровский холм. В войну у немцев здесь находилась кавалерийская часть, и фашисты уничтожили почти все мемориальные захоронения. Чудом уцелели только могилы Евгения Григорука, Виктора Калинникова, Сергея Найденова и Степана Руданского.
Эту историю вспоминает Наталия Михайловна Гурьянова. Она почти полвека занималась научно-поисковой работой, была старшим научным сотрудником по охране и использованию памятников истории и культуры ЮБК сначала ялтинского краеведческого, а затем историко-литературного музея. Ей удалось отыскать имена и могилы около 500 ялтинцев – партизан и воинов Красной армии, погибших здесь во время Великой Отечественной войны.
– От Красного Камня до Фороса – это все были «мои» могилы. Я знала каждую, кто, из какой части и когда в ней был похоронен, и ежегодно проверяла их состояние, – говорит Наталия Михайловна.
Благодаря Гурьяновой старинное кладбище на Поликуровском холме стало мемориальным. Это место в Ялте – не просто историческое, отсюда виден весь город, и отсюда он начинался. На Поликуровском холме был построен первый ялтинский собор – Святого Иоанна Златоуста, и здесь же с начала ХIХ века находилось первое городское кладбище – Иоанно-Златоустовское, теперь известное как Поликуровский мемориал.
Сюда приходили Иван Крамской, Цезарь Кюи, Федор Шаляпин…
– Десять лет я занималась этим мемориалом. Это была моя идея – собрать всех великих, живших когда-то в Ялте, в одном месте, – вспоминает Наталия Михайловна. – И в 1967 году создали мемориальное кладбище. Часть могил, например, Амани (композитор), Мравиной (Мравинская – певица, актриса Мариинского театра) пришлось восстанавливать, часть перенесены сюда из других мест. С 1977 по 1982 годы мемориал реконструировали, автором проекта стал молодой ялтинский архитектор А. Золотов. И в 1982 году у главного входа появилась стела с десятью мемориальными досками из белого мрамора с именами тех, кто здесь был похоронен, но чьи могилы утеряны (Штангеева, Средина, Ребикова, Радина, Дерижанова, Зибера, Зуева, Усатова и других).
Сюда, к дорогим для них могилам, когда-то приходили Иван Крамской, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Михаил Нестеров, Иван Шишкин и другие знаменитости. А мы зачастую даже не подозреваем, что известные строки и мелодии принадлежат лежащим здесь людям, что плодами их трудов, их открытий мы ежедневно пользуемся.
На Поликуровском мемориале похоронены:
Николай Андреевич Арендт (1833-1893). Более 30 лет Арендт прослужил в земской больнице Симферополя, при этом половину жизни изучал возможности полета человека. Ему принадлежит книга «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц», где Арендт обосновал идею безмоторного полета при помощи крыльев. Ученый разработал конструкцию планера, названного им «летательным снарядом». Из Симферополя Арендт переехал в Ялту и поселился в Исарах, на даче «Мегофули». Он умер и был похоронен в «Мегофули». В 1976 году останки Арендта (а также его жены и дочери) перенесены на Поликуровский мемориал.
Федор Александрович Васильев (1850-1873). Его пейзажам посвящен целый зал в Третьяковской галерее. Ильи Репина говорил о нем: «Мы рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Он был для всех нас превосходным учителем». Васильев провел в Ялте два последних года жизни. Написал здесь знаменитые этюд «Крымские горы зимой», картину «В крымских горах».
Владимир Николаевич Дмитриев (1839-1904). Ему мы обязаны появлением климатологии и метеорологии. Придя к выводу, что главное лекарство ЮБК – климат, врач Дмитриев начал пропагандировать экскурсии и крымский туризм. По его инициативе проложены Штангеевская и Боткинская экскурсионные тропы. Заболев в 1868 году туберкулезом, переехал в Ялту, где и прожил до конца жизни. На его похороны пришла вся Ялта, в том числе А. Чехов.
Карл Иванович Эшлиман (1808-1893). С 1834 года назначен первым архитектором ЮБК. Под его руководством построен собор Святого Иоанна Златоуста, в 1843 он составил первый план города Ялты. Почти полвека прожил в Ялте в своем доме «Планжи-сарай» (на ул. Свердлова, 36), а после смерти был похоронен возле церкви Иоанна Златоуста как ее строитель.
Сергей Васильевич Руданский (1834-1873). Видный общественный деятель, врач, поэт, переводчик. С 1863 года вел в Ялте частную практику, при этом неимущих лечил бесплатно. Часть своей земли отдал под городской фонтан, разработал проект нового рынка, создал первую на ЮБК медицинскую библиотеку. Руданский перевел на украинский язык «Илиаду» Гомера, «Энеиду» Вергилия и др.
Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945). Создатель первого в России кинопредприятия. Снял в Ялте первый отечественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1917 году в Ялте открывает первую в русском кинопроизводстве съемочную летнюю базу. Здесь его компания в 1917-1920-е годы выпускает около 400 художественных, научных и мультипликационных фильмов, в том числе первый советский фильм «Великий Октябрь».
Дмитрий Константинович Чернов (1839-1921). Великий русский металлург, основоположник металловедения и теории термической обработки стали. Вся современная цивилизация построена на его открытиях. Осенью 1917 года Чернов оказался с семьей в Ялте, где голодал и бедствовал. В 1921 году был посажен в тюрьму и умер от воспаления легких.
Василий Сергеевич Калинников (1866-1900). Известный русский композитор. В 1893 году поселился в Ялте. Создал здесь балладу «Над морем красавица дева сидит», романсы «Нам звезды кроткие сияли», «Был старый король» и здесь же начал писать самую известную Первую симфонию. Памятник, установленный на его могиле в 1911 году, был назван одним из самых поэтических надгробий России.
Евгения Константиновна Мравина (Мравинская) (1864-1914). Солистка Мариинского театра. Тяжело заболев во время гастролей, переехала в 1903 году в Ялту. Здесь жила в гостинице «Россия», в 1904 году Мравина дала два благотворительных концерта в ялтинской мужской гимназии в пользу нуждающихся больных и на постройку санатория «Яузлар».
Сергей Александрович Найденов (Алексеев) (1868-1922). Драматург, самая известная пьеса – «Дети Ванюшина». С 1909 года из-за туберкулеза постоянно жил в Ялте и написал здесь пьесы «Роман тети Ани», «Работница», «Полотняное небо».
Григорий Александрович Мачтет (1852-1901). Известные слова из революционной песни «Замучен тяжелой неволей» принадлежат ему. Русский писатель-народник, в 1901 году переехал в Ялту, к сестре, где и скончался.
Николай Николаевич Амани (1872-1904). Талантливый русский композитор и пианист, его произведения (кантата «Рай и пери», хоровая музыка, романсы на стихи Фета, Толстого, Апухтина, трио для струнных) с большим успехом шли в России и Италии. В 1902 году переехал в Ялту. Николай
Васильевич Водовозов (1870-1896). Ленин ссылался на работу Водовозова «Экономические этюды». Это ученый, публицист, автор статей по истории общественной мысли и рабочего движения, книгоиздатель. Умер от туберкулеза в Вене, но был перевезен на Мисхорское кладбище, в 1989 году перезахоронен на Поликуровском мемориале.
Алексей Павлович Ганский (1870-1908). Русский астроном и геодезист. В 1906 году приехал в Крым. По его инициативе на базе любительской обсерватории Н. С. Мальцова было создано Симеизское астрофизическое отделение Пулковской обсерватории. Он стал первым его директором. Имя Ганского присвоено кратеру на Луне.
Евгений Максимович Григорук (1899-1922). Организатор издательского дела в Украине, издатель первой подпольной газеты на украинском языке «Червона правда». Инициатор издания «Историко-революционной библиотеки» и «Универсальной библиотеки», в которую вошли работы Т. Шевченко, И. Франко, М. Коцюбинского, Л. Украинки. Первый переводчик «Интернационала» на украинский язык.
Мемориал тоже грабили, как и другие кладбища
– Почему я всю жизнь отдала этому – военным захоронениям и памятникам? Наверное, потому, что жила в оккупации в Ялте, здесь у меня погиб отец, – рассказывает Наталия Михайловна Гурьянова. – А главное, мне хотелось сохранить и передать это все следующим поколениям.
Поликуровский мемориал, как и другие кладбища, за последние десятилетия подвергся разграблению охотников за цветными металлами. У Дмитриева с диоритового надгробия сбиты барельеф, эмблема и надпись. С памятника Арендта украдены бронзовые бюст и барельеф, то же и с памятником Васильева. Разрушена могила Водовозова, с нее содраны металлические части. Удивительным образом сохранились чугунная привезенная из Ленинграда плита и бюст у памятника Чернову.
Неизменными с довоенных времен сохранились только могилы Калинникова и Найденова, целиком выполненные из камня.
– Осталась в приличном состоянии могила Ханжонкова. За ней ухаживал кто-то из его родственников. Боюсь, что Поликуровский мемориал будет уничтожен до конца. Когда-то мы его восстановили после разрушения фашистами, а теперь его разбивают свои – современные варвары, – подводит горький итог Наталия Михайловна Гурьянова.
Отвечает за это мемориальное кладбище управление жилищно-коммунального хозяйства Ялты. Здесь регулярно убирают, поэтому чисто и нет «бомжатников». Но территорию не охраняют. И экскурсий сюда не водят. Хотя по судьбам тех, кто здесь похоронен, можно рассказывать историю не только курорта – страны.
Жанна Барышникова
Источник: "Крымская газета"
|
|
|
|
#4
16 май 2013
Как крымские немцы относятся к Гитлеру?
«Газета» задала представителю немецкого народа «неприличные» вопросы, ответы на которые вы, может быть, хотели бы узнать
На фото: Константин Гемпель по образованию юрист, до 1991 года служил во внутренних войсках. Ушел в запас, переехал в Крым, в 1999 году возглавил общество немцев Крыма. Женат на немке, вся семья говорит по-немецки, обязательно празднует Рождество и осенний праздник урожая Октоберфест – пьют пиво и лакомятся гусем, рулькой и сосисками. Любимое блюдо – айсбайн, любимый персонаж из «17 мгновений весны» – Штирлиц.
Иногда бывает так, что хочешь спросить что-нибудь у человека, а стесняешься, потому что вопрос этот касается сокровенного: веры, истории, традиций. Из-за того, что непонятно, а спросить неловко, складываются стереотипы, предрассудки. Мы понимаем, что они накапливались столетиями, и так просто все не разрешить, но попробуем рассказать подробнее о том, что многие хотели бы узнать, но стеснялись спросить сами. С этой целью «Газета» открыла рубрику для неудобных вопросов представителям проживающих в Крыму народов. Нынешний выпуск посвящен немцам, а расспрашивали мы председателя республиканского общества немцев Крыма «Видергебурт» Константина Гемпеля.
– Немцы – знаменитые любители пива. Как вы его столько пьете и не спиваетесь?
– В Германии это самый любимый напиток. Но там нет культа спиртного. С юности все пьют пиво, но все знают норму. Немцы прагматики, и веселятся, и работают в меру.
– В Европе популярен анекдот: в раю немцы – механики, а в аду – полицейские. Немцев считают крайне педантичными. А вы и правда такие?
– Правда. Мои внуки живут в Германии, и они составляют список того, чего хотят на праздник. Более того, подарки вручаются с чеками, чтобы, если не понравились, вернуть в магазин. Один мой товарищ говорит, что Германия богата не потому что она богата, а потому что она экономна. Там никогда вода не капает из крана, и свет просто так не горит.
– Гете писал, что «немцы усложняют все себе и другим». Как думаете, что он имел в виду?
– Законодательство Германии очень сложное, но всю эту массу законов тщательно соблюдают. Наверное, легендарную немецкую бюрократию Гете и имел в виду.
– Вы согласны с пословицей «Что немцу здорово, то русскому смерть». Как думаете, кто ее придумал?
– Согласен, конечно. Думаю, ее придумали русские. Расскажу пример: к нам приехал немец, мы его угощали, в том числе и водкой. И потом, когда мы приехали к нему в Германию, то же самое повторилось. Он тогда сказал, что водка для русских – это очень хорошо: и разговор хорошо идет, и дела решаются. А для немца столько выпить и потом еще что-то решать, это смерть!
– В Германии, когда ребенку исполняется 18, он уже живет отдельно, и старики живут не у детей, а в домах престарелых. Почему так принято? В Крыму так же?
– Это не жесткое правило, это инициатива самих детей. Считается, что в 18 человек уже вправе решать свои вопросы самостоятельно, и дети там стремятся к этому. А немецкий дом престарелых – это место с отличными условиями: пенсионеры общаются со своими сверстниками, получают медицинское обслуживание. Немцы сами считают, что им там комфортнее, чем дома. Они не хотят усложнять жизнь себе и своим детям. Крымские немцы – и дети, и старики – живут так же, как и все в Крыму.
– На ваш взгляд, почему немецкие порнофильмы считаются лучшими в мире?
– (порозовел, засмеялся) На этот вопрос не смогу ответить, потому что не так часто смотрю порнографические фильмы.
– Как в Крыму немцы восприняли новость о том, что Гитлер напал на Советский Союз? Предугадывали, что из-за этого весь народ могут заранее определить в предатели и выселить?
– Думаю, что не предугадывали. На момент начала Великой Отечественной войны крымские немцы готовились идти на фронт так же, как и все граждане Советского Союза. Но бывало такое, что они приходили в военкоматы, а их оттуда депортировали в трудовые лагеря. По сути, это были лагеря смерти, там, по разным источникам, погибло от 40 до 60% российских немцев. Из числа советских немцев на оккупированной территории не было создано ни одного фашистского подразделения.
– Представители вашего народа массово переселялись в Крым еще при Екатерине II и Александре I и зарекомендовали себя честными людьми. Не считают ли крымские немцы, что Гитлер на долгие годы разрушил имидж немцев? Как сейчас немцы относятся к Гитлеру?
– Отрицательно относятся и всегда относились. Многие винят Гитлера в том, что немцы из-за него в Союзе подверглись репрессиям. Не в обиде ли за это на Сталина? Сталин – это второй человек, которого немцы обвиняют в своих бедах. Но вот я знал одну немку, депортированную и вернувшуюся, и она, что поражало, Гитлера проклинала, а про Сталина с благодарностью говорила.
У немцев в Германии выработано чувство коллективной вины за то, что сделали фашисты. Меня это поражает! Я считаю, преступник должен отвечать за себя, и нельзя внушать каждому поколению, что они несут ответственность, что бы их родители ни сделали. Если есть жертвы, перед ними надо извиниться. А постоянно извиняться перед всеми – это просто уничтожение национального сознания.
– Что крымские немцы делают на 9 мая?
Празднуют, как и все, День Победы. Трудовые лагеря тоже были трудовым фронтом, немцы внесли в победу свой вклад.
– Из Крыма в 1941 году депортировали 52 тысячи людей (из Украины – 400 тысяч). Когда в 1972 году вашему народу разрешили вернуться на оставленные места, вам дали землю, жилье? Если нет, почему вы не выходили на митинги?
– У каждого народа свой менталитет. Немцы глубоко законопослушный народ, мы не участвуем в самозахватах, все решаем в правовом поле. По программе обустройства репатриантов в девяностые было предусмотрено строительство нескольких компактных поселений, в Красногвардейском, Ореховском районе, в Пятихатках. Дома построили неплохие. Но не было работы, некоторые поэтому стали в Германию уезжать. По официальной переписи 2,5 тысячи немцев сейчас в Крыму.
– Не было ли у вернувшихся в Крым немцев проблем с местным населением из-за национальности?
– Начнем с того, что в 1972 году реально никто не мог сюда приехать: не давали прописки, а значит, нельзя было найти работу. Даже в 90-е прописаться с моей фамилией было нелегко. Мое поколение сталкивалось с негативом, я, даже когда пришло время получать паспорт, испытывал сильное искушение взять фамилию матери, украинскую. Отец сказал: как хочешь, я тебя пойму. Я выбрал «Гемпель», отец заплакал, сказал: «Молодец». Когда мой сын учился в школе, не скажу в какой, учитель украинского однажды выгнала его из класса со словами: «У меня нет никакой гарантии, что твой дед не убил моего деда».
Беседовала Валентина Воробьева
Главное немецкое блюдо – Айсбайн
Рулька – 1,5 кг Морковь – 1 шт Сельдерей (корень) – 1-2 шт. Корень имбиря – 30 гр Лавровый лист – 2 шт. Тмин – 1,5 ч. л. Душистый перец – 6-7 шт. Квашеная капуста – 300 гр Лук – 2 шт. Мед – 1 ст. л. Пиво (темное) – 3 ст. л. Чеснок – 1 долька
Морковь и луковицу чистим, сельдерей и имбирь режем на четыре части. В кастрюлю с водой опускаем рульку и доводим до кипения. Снимаем пену, добавляем сельдерей, морковь, луковицу, имбирь, лавровый лист, душистый перец и тмин и соль. Варим на медленном огне 2-2,5 часа.
Пока варится рулька, вторую луковицу мелко нарезаем, квашеную капусту отжимаем от рассола. На сковороду наливаем немного масла, обжариваем лук 3-4 минуты. Добавляем капусту и тушим 5-10 минут.
Разогреваем духовку. Готовую рульку, сделав на ней неглубокие надрезы, смазываем смесью из меда, пива, тмина и чеснока. В форму для запекания выкладываем капусту, на нее – рульку. Ставим в духовку на 20-30 минут. Готово.
Их изобретения: елка, кудряшки и «даст ист фантастиш»
Елка. Именно немцы первыми в XVI веке стали наряжать ее в свечи, фрукты и бумажные фигурки.
Сборные дома и трейлеры. Впервые они появились в Берлине, а после Второй мировой распространились по всему миру и особенно популярны в США.
Пикники. Немцы изобрели сосиски, картофельный салат и ввели моду поедать все это на лужайке.
Химическая завивка. Этот способ завивания волос придумал немец Чарльз Несслер. Первоначально он использовал необычные
вещества, например, коровью мочу.
Порно. Фраза «даст ист фантастиш» стала символом кино для взрослых. Во время сексуальной революции в 60-е секс-индустрия особенно быстро развивалась в Германии, и именно немецкие фильмы были тогда высокого качества: самыми реалистичными.
Источник: "Крымская газета"
|
|
|
|
#3
10 нояб 2012
В поисках крымской Швейцарии
Война стерла название Цюрихталя с карты Крыма, а имена его жителей – из памяти живущих. Но, к счастью, не все...
С этого года туристам, прибывающим в автономию, предлагают 27 историко-культурных маршрутов. Самый интригующий, пожалуй, – «Швейцарцы в Крыму». Откуда они вдруг явились на нашем полуострове? Почему раньше ничего об этом не было слышно? Воспользовавшись приглашением Крымского этнографического музея, «Газета» отправилась в экспедицию и познакомилась с уникальными свидетелями истории.
«Здравствуйте, мои дорогие! Наконец, я собралась написать вам письмо. Наверное, не бывает такого дня, чтобы я о вас не думала. Эти два дня, которые мы провели в Золотом поле, произвели на меня большое впечатление. Я мысленно прохожу по улицам Цюрихталя, родине моих предков. Спасибо еще раз за ваше гостеприимство… Я, конечно, хотела бы еще раз приехать в Золотое поле, но в этом году не получится. Но будем надеяться»... Это письмо своей четвероюродной племянницы Натальи Звейгерт из Германии мне читает Наталья Шептухова, жительница села Золотое поле Кировского района. Она его получила в 2006 году, через год после первого, совершенно случайного знакомства.
Наталья Звейгерт родилась уже в Казахтане, в Кустанайском крае. В 1990-х выехала на историческую родину, в Германию, работает экономистом и уже 20 лет живет в городке Меддерсхайм. По телефону (ей проще общаться так, чем писать по-русски) она рассказала, что о той поездке в Крым и о 200-летии Цюрихталя узнала из газеты. Швейцарский журналист Норберт Рюче собирал группу желающих поехать. Наталья Звейгерт с мужем тут же уцепились за возможность побывать на родине предков. О том, что они встретят кого-либо из родственников, даже представить себе не могли. Тогда же Наталья Звейгерт стала восстанавливать фамильное древо Штауберов, своих швейцарско-крымских предков. Сведения удалось найти в церковных книгах американских мормонов, а также в Государственном архиве АРК. Теперь первый установленный предок – Михаель Штаубер (1780-1852). Свое исследование, изложенное на нескольких бумажных листах, она вручила и Наталье Шептуховой. Работа впечатляет. Подумалось, а кого из своих предков можем вспомнить мы?.. Общее древо двух Наталий включает около 100 имен: Анны, Марии, Якобы, Самуилы... Среди ныне живущих потомков фамилии Штаубер уже нет.
Путешествие в прошлое по улице Ленина...
Мы едем на машине по золотопольской улице Ленина, когда-то именовавшейся Обердорф – Верхняя улица, она тянется два километра. Была еще одна, Ундердорф, Нижняя улица. Позади остается лютеранская кирха 1860-го года постройки, с 1991 года ее передали православной общине. По левой стороне давно пустующее здание детского сада, без окон и дверей. Рядом – общежитие, здесь еще теплится жизнь. К нему примыкает здание школы, вернее, ее развалины. Школу забросили лет 20 назад, до этого ее использовали под интернат. На крыше вдоль карниза – характерные для зажиточных домов Цюрихталя, полукруглые каменные «возвышенности», где указывали год постройки. Дата читаема – 1938 год. Сохранилась довоенная фотография, на которой можно узнать здание, и подпись прямо на ней: немецкая образцовая школа 2-й ступени.
Это фото и многие другие свидетельства истории села хранятся в его музее, который расположен в современной школе с. Золотое поле. Учитель химии, Ирина Федоскина, с готовностью проводит экскурсии, рассказывает, как собирались экспонаты, как шла переписка с потомками колонистов, которые рассеяны по всему миру. Вот, что удалось установить.
Два века назад 240 немецкоговорящих жителей нескольких кантонов Швейцарии покинули страну, спасаясь от экономического кризиса, а заодно «кося» от службы в наполеоновской армии. Они направились на юг России, в свежеприсоединенный Крым, куда иноземцев активно зазывали для колонизации, на смену крымским татарам. Часть татар, как известно, бросила «обрусевший» полуостров и подалась в Турцию. Пока переселенцы добирались, настала осень, лагерь разбили прямо у подножия горы Агармыш, в долине реки Индол. Кое-как перезимовали, а потом обнаружили, что неподалеку расположена заброшенная татарская деревенька Джейлав («пастбище», «долина»), ее заняли и дали близкое название, но по-немецки: Цюрихталь («цюрих-долина»). Колонисты получили по 60 десятин земли, подъемные, налоговые льготы, их освободили от службы в армии. К середине 19 века село разрослось, стало центром Цюрихтальской волости, объединив 27 населенных пунктов…
Музей основали в 2005 году, когда при участии Швейцарии и с ее финансовой поддержкой отметили 200-летие села. Тогда же на кирхе установили русско-немецкую памятную табличку. С национальной скрупулезностью на черном мраморе выбито, что табличка сделана… на средства двух швейцарских районов и самого Цюриха. Потратилась заграница и на сам праздник, и на музей. Как рассказал директор Крымского этномузея, Юрий Лаптев, со швейцарской стороны было инвестировано порядка 100 тыс. гривен. Он тоже принимал участие в работе над сельским музеем, но главная инициатива принадлежит Норберту Рюче. Он начал «рыть» информацию после того, как в одной из дореволюционных русских книг с удивлением встретил упоминание о Цюрихтале. (В конце 1990-х журналист работал в газете национальных меньшинств в Алтайском крае).
«Лучше бы наши соседи остались!»
И вот цель нашего пути – домик на ул. Ленина, 77. Его показывает Наталья Шептухова. Она, ее дети и внуки – единственная семья Золотого поля, у которой сохранились родственные узы с первопоселенцами из Европы. Из этого ветхого нынче дома в августе 1941-го изгнали ее родню по отцовской линии, девичья фамилия бабушки – Анна Штаубер. В школьном музее есть листик со стихотворением «Баллада о Цюрихтале» в переводе с немецкого. Автор неизвестен. Место написания – Казахстан… Тогда из села в казахстанские степи вывезли всех жителей немецко-швейцарских кровей.
Или почти всех. Отца Натальи Шептуховой и сына Анны Штаубер (в замужестве Синикова, затем Зебольд), 6-летнего Якова Синикова, удалось спрятать у родственников в соседней деревне. Свидетельство о рождении тогда, скорее всего, уничтожили. Как отец получал паспорт, рассказывает Наталья Шептухова, уму непостижимо. Ни он, ни его мать, которая увидела сына только спустя 34 года, когда приехала однажды из Казахстана, почти ничего не рассказывали о своем прошлом. Даже в 70-х годах 20 века был силен страх, что история может повториться. Домик Анны Штаубер не сохранился.
Уютный дворик без собаки, виноградная беседка. Любовь Шавкун, старенькая хозяйка дома, в котором жили колонисты, прекрасно помнит день, когда выселяли потомков основателей Цюрихталя. Ей было 14 лет.
– Здесь же гончарная была. Дядька Карл (тоже Штаубер. – Ред.) всегда нам был рад. Мы дружили с соседями, не то что теперь. Когда отсюда немцев выселили, русских осталось всего 15 семей. Отец на войне, мы с мамой и заняли это место. Выселенцы почти все погрузили на большие мажары и забрали с собой. Так, кое-что осталось. Там вон стол до сих пор стоит. Эти деревья сажала уже моя мама, после войны… Лучше бы наши соседи остались!
Когда построен дом, Любовь Шавкун не знает, но он действительно теплый, основательный, такой, какими строили свои жилища в Цюрихтале 200 лет назад. На «шале» – классический швейцарский дом, – конечно, не похож. Крыша да стены. Они толстые, хоть и на глине. Гончарная мастерская была прямо в доме, Штауберы – потомственные гончары. Сохранилась фотография двоюродного деда Натальи Шептуховой Иоганеса Штаубера (1840-1930) за гончарным кругом, она выставлена в музеях Золотого поля и Крымском этнографическом. Во дворике на ул. Ленина, где живет Любовь Шавкун, до сих пор можно найти черепки от глиняной посуды. Их семь лет назад собирала на память племянница Наталья Звейгерт.
Есть ли у Цюрихталя завтра?
Никто из депортированных жителей Золотого поля и их детей сюда жить не вернулся. Нет таких желающих и сейчас. Село запущенное, но ни в коем случае не депрессивное. По крайней мере, так считает Ирина Федосова. Это настроение, возможно, продиктовано краеведческим увлечением Ирины Леонидовны. По ее словам, за это лето было пять-шесть экскурсионных групп. Такое ощущение, что восставший из небытия фрагмент истории вдохнул новую жизнь в сельские будни.
Тому, что в летописи Цюрихталя возникло «белое пятно» и исчезли страницы о его швейцарских корнях, удивляться не приходится. Это связано не только с депортацией немцев в 41-м. Еще в начале Первой мировой войны царская Россия активизировала антинемецкую политику. Бывших колонистов лишили льгот, а Цюрихталь в 1915 году переименовали в Святогорск. Тогда же начался отток пришлых католиков и лютеран из Крыма. Кстати сказать, Швейцария бывших своих выходцев принимать отказалась. Вот и подались они кто в Германию, кто в Америку. После революции название вернули, но для зажиточных жителей села настали тяжелые времена: национализация имущества, земельный передел.
Окончательно умер Цюрихталь в 1944-м, когда его после освобождения Крыма переименовали в Золотое поле. Возродится ли снова, большой вопрос. В селе беда с водой, не работают предприятия (один из двух винзаводов закрыт), основное население – пенсионеры. Но с такими корнями и в небытие? Не хочется верить…
Справочная «Газеты»
А Шабо существует
В ХIХ веке в России было два места компактного проживания швейцарцев. Помимо Крыма существовала колония Шабо в Одесской области. Ее основали в 1821-1822 годах франкоязычные виноделы из кантона Ваадт. Село существует и сейчас с тем же названием – Шабо. Теперь это еще и винно-коньячный бренд.
Статистика
По данным первой всероссийской переписи 1897 года, в Крыму проживало 31 950 немцев. В августе 1941 года было депортировано более 60 тысяч немцев, в том числе 11 тысяч лиц других национальностей, связанных с немцами семейными узами. По данным переписи 2001 года, в АРК проживает 2536 немцев.
На фото: Любовь Шавкун (справа) со времен войны живет в доме предков Натальи Шептуховой (слева) – сегодня единственной представительницей швейцарцев в Золотом Поле.
Алена Попова
Фото автора
Источник: "Крымская газета"
|
|
|
|
#2
31 июль 2012
Земля примирения
На фото: для оценки погоста наших бывших врагов подходит одно слово – идеальный.
«Газета» побывала на единственном в Крыму немецком кладбище времен Второй мировой войны
Это был мой самый необычный жизненный опыт в нынешнем году. Осознание того, что наиболее величественный и ухоженный крымский погост, расположенный на горном склоне в лесу возле села Гончарное Севастопольского района, принадлежит бывшим захватчикам моей Родины. И еще понимание: чтобы достойно и красиво хранить память о десятках тысяч предков, нужны физические усилия всего пяти-шести человек и совершенно копеечные по меркам среднестатистического работающего гражданина добровольные пожертвования.
«В Германии за нашими тоже смотрят...»
После Второй мировой на территории Украины осталось более 300 массовых захоронений, на которых покоилось около четырехсот тысяч немецких солдат и офицеров, но практически все эти кладбища, особенно в первые послевоенные годы, были уничтожены. Сейчас в нашей стране таких погостов осталось менее десятка, и гончарненский, созданный для немцев, погибших в южных областях Украины и в Крыму, впечатляет больше всех.
От окраины села, где и в 21-м веке нет центрального водоснабжения, километр отличной асфальтированной дороги. В конце ее – автостоянка, двухэтажный коттедж-сторожка, флагшток с незнакомым стягом (пять белых католических крестов на голубом фоне) и капитальная стена из природного камня, опоясывающая Немецкое сборное солдатское кладбище.
– Флаг – атрибутика Фольксбунда, общественной организации Германии, работающей в тех странах, где немцы воевали, где были их пленные или колонии, – рассказывает смотритель кладбища Евгений Гайдуков, встретив меня у ворот и провожая по мощеной дорожке на взгорье, к огромному центральному монументу. Евгений Александрович – балаклавский пенсионер, который устроился сюда, узнав о такой возможности от одного работника севастопольского горисполкома. Теперь у Гайдукова здесь нечто вроде семейного подряда: дочь, зять, племянница, внук – все при деле!
– Раньше здесь было колхозное поле, коровы паслись, бурьян выше пояса, – вспоминает смотритель. – А в 1996-м севастопольская госадминистрация на основании германо-украинского соглашения об уходе за военными могилами решила безвозмездно и бессрочно выделить участок правительству ФРГ. Там ведь тоже за нашими могилами смотрят, которые после войны на их землях остались.
При этом, добавляет мой гид, немцы сами и место выбрали, и проект заказывали. Строила же местная, севастопольская фирма с 1998-го по 2001 год.
– Свозят останки отовсюду, – продолжает Евгений Гайдуков. – Керчь, Евпатория, Мелитополь... Последний раз перезахоронение в мае этого года было, когда неподалеку, в Орлином, кладбище разграбили. Уже 24,5 тысячи человек тут похоронили, а всего места на 40 тысяч.
Звезда на немецкой могиле
Мы проходим по аккуратному газону, в который превратился дичавший колхозный выпас, мимо символических групп крестов из темного лабрадорита, к геометрически четким рядам гранитных стел, где в алфавитном порядке фамилии покоящихся, даты рождения и смерти и указание места гибели.
– По 17-28 лет, в основном, погибшим, – обращает внимание Евгений Александрович. – И больше всего из-под Севастополя. Кстати, по немецким поверьям, души обитают не дальше, чем в двухстах километрах от места смерти тела. Поэтому останки в Германию и не перевозят, хотя дешевле было бы там аналогичное кладбище устроить. Лишь в прошлом году выкопали останки одного из солдат и забрали на родину, но это исключительный случай.
Сколько же денег нужно, чтобы так, практически идеально содержать могилы?! На этот вопрос мой провожатый лишь развел руками. И дело не только в правилах этики – оказывается, содержатся захоронения и кладбищенская инфраструктура, в основном, за счет частных пожертвований:
– Лишь 15% расходов покрывает правительство ФРГ. Остальное же – добровольные взносы, которые волен сделать любой гражданин страны. У нас в информационном зале есть буклеты со специальными банковскими реквизитами и указаны рекомендуемые для взносов суммы – от шести до пятидесяти евро.
В информационном зале, устроенном на первом этаже коттеджа-сторожки, кроме красочных тематических буклетов, оказались еще экспозиция немецких военных траурных традиций и особая книга отзывов для посетителей, которых, кстати, бывает в год до двух с половиной тысяч. Записи – преимущественно благодарности персоналу кладбища и молитвы о том, чтобы подобная бойня больше не повторилась.
– Вот, буквально неделю назад, приезжал один парень, – расшифровывая мне убористый рукописный текст, поясняет Татьяна Шакун, исполнитель работ по сопровождению посетителей. – Он здесь деда нашел, а сделать ему это удалось с помощью специального сайта, где есть вся наша информация. Приехал без цветов. Но зато привез морскую звезду, потому что, согласно семейному преданию, дед очень любил море. Помолился и оставил звезду на его могиле.
Сколько немецких военнослужащих похоронено на украинских кладбищах
Харьков – 41 100, Гончарное – 24 500, Киев – 22 400, Кировоград – 18 250, Потелич – 12 000, Запорожье – 5150, Житомир – 3200, Донецк – 2800, Одесса – 1500
Дмитрий Смирнов
Фото автора
Источник: "Крымская газета"
|
|
|
|
#1
31 июль 2012
Тени незабытых предков
На фото: 11 ноября 2006 года. Освящение часовни, которая возведена на месте расстрела ялтинцев в 1920-1921 гг. в урочище Караголь, известном как Багреевка.
Расстреливали в Багреевке зимой, а весной вода в ялтинском водопроводе стала розовой
После установления советской власти в Крыму 25 ноября 1920 года реввоенсовет республики за подписью Бела Куна издал приказ №4 «О регистрации в 3-дневный срок всех участников белого движения, всех офицеров и солдат российской армии, всех ранее служивших в правительственных учреждениях, в полиции, в органах юстиции, а также тех, кто приехал в Крым после октября 1917 года». На регистрацию явились тысячи людей разного возраста и звания.
Несмотря на обещанную амнистию, почти все они были уничтожены без всякого суда и следствия, на основании приговоров, вынесенных так называемыми «чрезвычайными тройками». В городах и селах Крыма в то время были расстреляны 120 тысяч человек.
«А над ними пили и спали»
Это время вошло в историю под названием «Красный террор в Крыму».
«Убить надо было очень многих, – свидетельствует русский писатель Иван Шмелев, переживший это время в Алуште. – Больше ста двадцати тысяч. И убить на бойнях… А то и совсем просто-просто: выкидывали в море… Из подвалов их брали и убивали. А над ними пили и спали…» У самого Шмелева в то время расстреляли сына подпоручика Сергея Шмелева.
По свидетельству бывшей жительницы Ялты, ныне покойной матери Евдокии – игуменьи монастыря Пресвятой Богородицы во французском городе Бюссиан, в одной только Ялте уничтожили шесть тысяч человек. «Эти расстрелы, – писала она, – начались 7 декабря 1920 года за городом , в лесу, на даче присяжного поверенного Фролова-Багреева и закончились 25 марта 1921 года».
Дача эта, с поэтическим названием «Ашик-Чам» («Влюбленная сосна»), общей площадью четыре гектара, находилась на седьмом километре от Ялты, не доезжая водопада Учан-Су. Она действительно принадлежала адвокату Алексею Федоровичу Фролову-Багрееву, юридическому представителю Николая II в Ялте. Братья Багреевы – Алексей и Михаил – имели в городе много домов, сохранившихся по сию пору и имеющих историческую ценность.
Именно Алексей Багреев стал первой жертвой «красного террора»: его расстреляли в декабре 1920 года вместе с женой. За ними последовали тысячи убитых и сброшенных в водосборный бассейн, находившийся вблизи «Влюбленной сосны».
В Ялте в это время было несколько подобных мест: одно из них – мол. О нем вспоминает в романе «Другие берега» еще один знаменитый русский писатель, Владимир Набоков: «На ялтинском молу, где Дама с собачкой потеряла когда-то лорнет, большевистские матросы привязывали тяжести к ногам арестованных жителей и, поставив спиной к морю, расстреливали их; год спустя водолаз докладывал, что на дне очутился в густой толпе стоящих навытяжку мертвецов…»
Первая панихида
Об укромном уголке Крымского заповедника, ныне называемого Багреевкой, почти 80 лет ходили страшные легенды. В 1990-м году автору этих строк впервые пришлось услышать реальный рассказ. Рассказывала старожил Ялты, племянница поэта Максимилиана Волошина, ныне покойная Тамара Владимировна Шмелева. До конца дней не могла забыть она 6 января 1921 года, когда ее отец разделил участь тех, чьи трупы сбрасывали в пустой бассейн.
Трагическую историю, услышанную от Тамары Владимировны, я рассказала тогдашнему президенту республиканского благотворительного фонда «Юг» Василию Рыбке, члену межведомственной комиссии по увековечиванию памяти жертв войны и политических репрессий. В осенний полевой сезон 1996 года он с коллегами определил место захоронения жертв Багреевки, там установили православный крест. Протоиерей Владислав Шмидт отслужил первую панихиду по расстрелянным.
Присутствовали на панихиде и гости из Франции, чьи предки покоятся в этой безмолвной могиле. Среди них правнучка расстрелянной княгини Надежды Александровны Барятинской – Надежда Людвиговна де Брант. Внучка дочери Надежды Александровны Ирины – Анна Андерсен. А также жительница Ялты Нина Константиновна Запаращук-Рыбаковская.
Княгиня, о которой помнят
Не грех напомнить сегодня о том наследии, которое оставила нашему поколению Н. А. Барятинская. Это корпуса нынешнего санатория им. Кирова (бывшее имение «Сельбеляр» – «Кипарисы»), великолепное здание на ул. Кирова (ее дворец для приема гостей, в числе которых была и семья Николая II), где сейчас находится ялтинское СБУ. Статс-дама двора Александра III, Надежда Александровна славилась своей благотворительностью. На безвозмездных началах она отдала участок своей земли под строительство в Ялте мужской гимназии – ныне это здание института «Магарач». На ее взнос в семь тысяч рублей построили отдельный корпус в санатории им. Императора Александра III – ныне институт им. Сеченова.
Две ее дочери – Анна и Елизавета – уговаривали мать покинуть Крым с последними кораблями. Но Надежда Александровна любила Ялту и считала ее родным городом. А может, просто не хотела быть обузой для детей: после инсульта она передвигалась в инвалидной коляске. И конечно же, не предполагала, что в ближайшее время разделит горькую участь своей старшей дочери Ирины – жены полковника русской армии Сергея Мальцова. Представители старинного дворянского рода Мальцовых осели в Крыму в ХIХ веке и создали один из лучших в то время курортов России – Симеиз. С их именем связано создание Симеизской обсерватории.
Барятинскую и Мальцовых арестовали по доносу некоего Александра Григорова в декабре 1920 года. Об этом трагическом эпизоде упомянул в своей эпопее «Солнце мертвых» Иван Шмелев: «...Убили в Ялте древнюю старуху. Идти не могла – прикладами толкали… На дроги положили, повезли к оврагу…» Еще об этом мне рассказывала Надежда де Брант: «Прабабушку зимой выволокли на улицу в инвалидной коляске и закинули в кузов машины, который уже был набит обреченными на одинаковую для них смерть. Там, где машина на лесной тропе не могла пройти, ее тащили по ухабистой дороге до места расстрела».
Надежда де Брант, неоднократно приезжавшая в Ялту из Ниццы на поклон своим близким, вспоминала о том, как спаслась ее мать, которой было тогда 18 лет. Она работала сестрой милосердия, жила в гостинице «Россия» (ныне «Таврида»), в которой размещался госпиталь для раненых. Ей позвонил жених и предупредил, что они должны немедленно покинуть Ялту. «И мой дедушка князь Щербатов, – продолжала рассказ Надежда, – и его жена Анна Барятинская с их дочерью, моей мамой, покинули Ялту. Чудом тогда же удалось спасти детей расстрелянных Мальцовых: их спрятала и потом переправила каким-то образом в Париж няня Мария Николаевна Шумская». Сын спасенного Николая – Сергей Николаевич Мальцов, уже со своим сыном, не раз бывал в Багреевке на месте гибели предков. Кстати сказать, внучка Николая Мальцова Мария вышла замуж за лауреата Нобелевской премии поэта Иосифа Бродского.
Поминки в виде маевки
С ныне здравствующим старожилом Ялты Ниной Константиновной Запаращук мы познакомились в 1996 году. А недавно я была у нее дома. Речь шла о судьбе ее дяди – штабс-капитана , участника германской войны – Александра Павловича Дзеульского. В декабре 1920 года он с двумя товарищами оказался в Ялте, в доме на Ломоносовской улице, где жила семья известного в городе содержателя частного извоза и каретно-столярной мастерской Павла Петровича Дзеульского, который обслуживал и царскую семью. О том, что в городе уже действовали «тройки» и шли облавы, Александр не знал. В тот же вечер родные увезли его в горы на дачу своего знакомого Фролова-Багреева. Встретивший их сторож умолчал, что хозяина уже расстреляли. Наутро мать Александра привезла на дачу еду и увидела, как всех троих ведут на расстрел. Экипажи завернули назад, но вскоре женщины услышали выстрелы и команду: «Добейте!».
– С тех пор, – рассказывает Нина Константиновна, – каждую весну мои родственники приходили к этому месту будто бы на «маевку». С 1932 года туда брали и меня…
Заметая следы преступления, чекисты никого не подпускали к месту расстрела. Но вскоре у них возникла проблема: наступила весна и в лесу начал таять снег. Сукровица от разлагавшихся трупов попадала из наземных и подпочвенных вод в Иссарский водовод к даче эмира Бухарского (ныне территория санатория «Узбекистан»). Оттуда – в ялтинскую водопроводную сеть, и вода приняла розовый цвет. Возникла угроза эпидемии. Андрей Николаевич Савельев (внук тогдашнего главного санитарного врача города Василия Ивановича Косарева) рассказывал мне, что когда на глазах у деда вскрывали бассейн, до краев заполненный телами, он увидел останки своих знакомых. От этого зрелища он не смог оправиться до конца своих дней. Бассейн засыпали негашеной известью.
…О судьбе каждой багреевской жертвы можно было бы написать книгу. Это не только их личная жизнь, это частица истории огромного государства. Среди расстрелянных покоится Дмитрий Алексеевич Алчевский – представитель основателя горнорудного и металлургического дела в Украине, чьим именем назван город Алчевск. Ученик Леси Украинки подпоручик Белой армии Дмитрий Сергеевич Охременко – брат известного ученого-винодела института «Магарач» Николая Сергеевича Охременко. Князь Александр Петрович Багратион – потомок героя войны 1812 года. В ялтинском Приморском парке до сих пор чудом сохранился домик сестер милосердия Веры и Елизаветы Багратион. Полковник Александр Иванович Разумихин – муж Софьи Львовны Бертье –Делагард, родной сестры строителя Ялтинского морского порта, автора многочисленных краеведческих работ по истории и археологии Крыма. Прапорщик Михаил Борисович Витмер – внук владельца и основателя гостиницы «Ореанда» А. Н. Витмера. В Багреевке покоятся протоиерей храма Св. Александра Невского Константин Аггеев, фотограф государя-императора Алексей Михайлович Иваницкий, сестра милосердия княгиня Наталья Николаевна Трубецкая.
Благодаря кому мы сегодня знаем имена расстрелянных? Многие годы исследовал документальные свидетельства красного террора в Крыму старший помощник прокурора Киева по надзору за соблюдением законов и национальной безопасности Леонид Михайлович Абраменко. Результатом его архивных поисков стала книга «Последняя обитель: Крым 1920-1921 гг.». В ней несколько сотен фамилий тех, кого без суда и следствия уничтожили в Багреевке.
Начиная с 1997 года, в Багреевке стали собираться в день поминовения не только ялтинцы, но и потомки тех, кто здесь покоится, – Барятинские, Мальцовы, Щербатовы, Веригины, Каннисты, Апраксины… В декабре 2005 года здесь, рядом с деревянным крестом, заложили часовню. Для ее возведения два года собирал средства Сергей Николаевич Мальцов. Часовня в Багреевке стала первым памятником расстрелянным после взятия Крыма войсками Красной армии.
Татьяна Барская, заслуженный журналист Украины
Источник: "Крымская газета"
|
|
|
|
[1]
Крымская баннерная сеть
|