Объявления Ялты
Ялта Крым Это интересно
новости Ялты

Главная



 
<< вернуться в Знаменитые ялтинцы и гости Ялты

«Я перечувствовал все, что может испытать «голова без тела» нажми, чтобы увидеть следующее фото
«Я перечувствовал все, что может испытать «голова без тела»

Александр Беляев три с половиной года пролежал парализованным в Ялте. и после этого написал «Голову профессора Доуэля»

на фото: Беляев с семьей. Слева направо: Александр Беляев, его жена Маргарита Константиновна, их старшая дочь Люся (в 1928-м она умерла от менингита), брат жены Леопольд Константинович и теща Эльвира Юрьевна. 1928 год

130 лет назад, 4 марта 1884 года, родился Александр Беляев - писатель, ставший одним из осново­положников советской фантастики. А 90 лет назад, в 1924-м, был впервые опубликован его рассказ (в роман он превратился позже) «Голова профессора Доуэля». Наконец, 30 лет назад, в 1984-м, по этому знаменитому произведению сняли не менее знаменитый фильм, ставший в СССР лидером кинопроката. Вы спросите, при чем тут Крым? Идея написать рассказ о голове, живущей без тела, появи­лась у Беляева в ялтинской больнице, где он три с половиной года пролежал почти без движения, полностью закованный в гипс.

МЕЧТАВШИМ О ПОЛЕТАХ

Волею судьбы Беляев стал писателем-фантастом, и сама его недолгая жизнь похожа на фантастический, а порой фантасмагорический роман. Когда он появился на свет (это произошло в Смоленске), новорожденного приняли доктор по фамилии Бриллиант и повитуха Клюква. Как говорится, нарочно не придумаешь. Прогнозы Бриллианта и Клюквы относительно здоровья новорожденного были неутешительны: они заявили обескура­женным родителям, что их младенец уж как-то слишком молчалив и серьезен, так что, скорее всего, вырастет немым. «Диагноз» оказался ошибочным - у мальчика не было никаких проблем с речью, равно как и с воображением. В автобиографии Александр Беляев так описывал свои детские годы: «... Увлекался Жюлем Верном. Совершал «кругосветные путешествия», не выходя из своей комнаты. Мечтал о полетах. Бросался с крыши с большим раскрытым зонтиком, на парашюте, сделанном из простыни, расплачиваясь изрядными ушиба­ми. Позднее мастерил планер, летал на аэроплане одной из первых конструкций инж. Гаккеля, за границей - на гидроплане».

В 10 лет Беляева отдали учиться в духовную семинарию (его отец был священником). В год окончания семинарии 16-летний юноша изобрел стереоскопический проекционный фонарь. Фонарь был действующим, но юный изобретатель демонстрировал его только друзьям. (Двадцать лет спустя проектор аналогичной конструкции запатентовали в США.) Техника интересовала Беляева, но еще больше его интересовал театр - он с детства хотел быть актером. И стал им, подписав контракт со смоленским театром. Сам Станиславский, в спектакле которого Беляеву довелось сыграть, прочил ему блестящую карьеру. Но у Беляева появилась новая цель, даже две - он поступил в юриди ческий лицей и одновременно в консерваторию по классу скрипки. В это время умер его отец, и Александру пришлось зарабатывать себе на жизнь и учебу - давать уроки, рисовать декорации для театра играть на скрипке в оркестре цирка, заниматься журналистикой. Полу чив диплом юриста, Беляев некоторое время работал присяжным поверенным, был в адвокатуре. Все, за что он ни брался,у него получалось, а затраченные усилия приносили плоды, в том числе и материальные. Он снял хорошую квартиру, приобрел неплохую коллекцию картин, женился, отправился в большое путешествие по Европе, вернувшись, попробовал себя в качестве театрального режиссера, опубликовал книгу (детскую пьесу-сказку), стал активно заниматься журналистикой и возглавил газету «Смоленский вестник». Ему было всего 30 лет, когда в его жизнь пришла беда.

ЖУК В КОМНАТЕ

В уже упомянутой автобиографии Беляева есть фраза: «С 1916 по 1922 год тяжело болел костным туберкулезом позвонков». За этими скупыми слова - невероятные страдания. Болезнь отняла у Беляева возможность ходить, точнее, он вообще не мог двигаться. Врачи, друзья - все сочли его обреченным. Его бросила жена, заявив, что не для того выходила замуж, чтобы стать сиделкой. Рядом осталась только мать, которая в 1916-м увезла сына в Ялту, - появилась пусть слабая, но все же надежда, что в Крыму ему помогут. В Ялте Александр Беляев прожил семь лет, шесть из них - прикованным к постели. Три с половиной года из этого срока он пролежал полностью загипсованным.

В романе «Голова профессора Доуэля» главный герой, рассказывая о своем бессилии, о непонятном обычным людям ужасе своего существования, вспоминает случай с жуком:

« .В окно влетел большой черный жук с клешнями у головы. [...] Жук покружился подо мной и сел на стеклянную доску моего столика, рядом со мной. Я, скосив глаза, следил за этим отвратительным насекомым, не имея возможности сбросить его. Лапки жука скользили по стеклу, и он, шурша, медленно приближался к моей голове. [...] Я чувствовал всегда какую-то необычайную брезгливость, чувство отвращения к таким насекомым. Я никогда не мог заставить себя дотронуться до них пальцем. И вот, я был бессилен перед этим ничтожным врагом. А для него моя голова была только удобным местом для взлета. И он продолжал медленно приближаться, шурша ножками по стеклу. После некоторых усилий ему удалось зацепиться за волосы бороды. Он долго барахтался, за­путавшись в волосах, но упорно поднимался все выше. Так он прополз по сжатым губам, по левой стороне носа, через прикрытый левый глаз, пока, наконец, добравшись до лба, не упал на стекло, а оттуда на пол. Пустой случай! Но в том настроении, в котором я находился, он произвел на меня потрясающее впечатление».

Этот эпизод, достойный добротного фильма ужасов, Беляев написал, как говорят, с себя - это по нему, неподвижному, путешествовало насекомое, а он ничего не мог сделать, и рядом не было никого, кто бы помог. Позднее Беляев писал: «Могу сообщить, что «Голова профессора Доуэля» - произведение в значительной степени. автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал: полная анестезия. Вот ког­да я передумал и перечувствовал все, что может испытать «голова без тела».

«...ВЫ МЕНЯ ПРОСТО ЗАВЕРНИТЕ В ГАЗЕТУ»

В 1922 году состояние писателя улучшилось - он смог подняться с постели, смог ходить, работать (и - вот еще один фантастический зигзаг его жизни - поступил на службу в ялтинский уголовный розыск, где числился младшим милиционером и выполнял десять дел сразу: занимался канцелярской работой, фотографировал преступников, читал лекции по уголовному и административному праву и консультировал по юридическим вопросам). Беляев женился во второй раз и вместе с женой вскоре уехал в Москву, где с «Головы профессора Доуэля» и началась его профессиональная литературная деятельность. Однако болезнь мучила писателя до самой смерти. Большую часть времени Беляев проводил, лежа в специальной гипсовой «кроватке», в которой боль чувствовалась не так сильно. Во время улучшений он ходил, затянутый в кожаный корсет. Во время обострений его загипсовывали почти полностью. Писал книги, положив на грудь кусок фанеры. Последние годы не вставал с постели. При этом за 16 лет литературного труда Беляев создал 17 романов, десятки рассказов и множество очерков.

Умер писатель 6 января 1942-го в блокадном Ленинграде (точнее, в городе Пушкине, что под Ленинградом). Долгое время ходили слухи, что Беляева убили немцы - из-за того, что он якобы задумал роман о Янтарной комнате и узнал о ее тайне. На самом деле писатель, как и многие ленинградцы, умер от голода. Рядом с ним до последнего была его жена. Умирая, Беляев бредил, незадолго до смерти сказал: «Не надо пышных похорон. Я журналист, так что вы меня просто заверните в газету и похороните».

Татьяна Шевченко

Источник: "Крымская газета"

 


Design studio Arta

Интернет реклама сайта Контекстная реклама на сайте Раскрутка сайтов Настольные игры купить