БЕЛОКУРЫЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ (Петр Войков - террорист и убийца)
ФОТО ПРЕВЬЮ: Петр Войков (первый справа) во время визита Чичерина в Польшу, 1925 г.
Петр Войков - еще один крымчанин-террорист, имел самое непосредственное отношение к убийству последнего русского царя. При этом имя, точнее, фамилию цареубийцы сейчас носят десятки улиц и два села полуострова: одно Войково (бывшее Катерлез) находится в Ленинском районе, другое Войково (бывшее Айбары) - в Первомайском. В Керчи есть памятник Войкову - именно в этом городе он и появился на свет в 1888 году. Его родители были набожными людьми, отец-учитель являлся убежденным монархистом. Сын же еще в гимназии вступил в РСДРП, обзавелся набором партийных кличек - Белокурый, Интеллигент, Петрусь.
15-летний гимназист распространял революционные листовки, помогал укрывать однопартийцев, приезжавших в город, за что и был исключен из керченской мужской гимназии. Скрываясь от позора, Войковы переехали в Ялту. С трудом пристроили непутевого сына в Александровскую мужскую гимназию, но и оттуда его вскоре выгнали.
Летом 1906-го Войков вступил в боевую дружину РСДРП, иными словами, стал террористом. В феврале 1907 года с балкона одной из ялтинских дач была брошена бомба в коляску проезжавшего мимо ялтинского градоначальника генерала Думбадзе. Взрывной волной Думбадзе выбросило из экипажа. Схватить террориста не успели - тот застрелился. Сам же Думбадзе, по одним данным, отделался царапинами, по другим - получил тяжелую контузию, вызвавшую сердечную болезнь, от которой он и скончался в 1916-м. В организации покушения на ялтинского градоначальника деятельно участвовал 18-летний Петр Войков.
Скрываясь от ареста, он уехал в Швейцарию, женился на девушке из богатой семьи и почти 10 лет прожил за границей. В Женеве он познакомился с Лениным, в 1917-м вернулся в Россию и после революции вошел в состав Уральского областного совета и военнореволюционного комитета.
В этом звании Войков и принял непосредственное участие в убийстве семьи Романовых. В своей автобиографической книге «На путях к Термидору» советский дипломат Григорий Беседовский, работавший в 1924-м вместе с Войковым, пишет о том, что однажды, будучи пьян, Войков рассказал ему, как была убита царская семья и какое участие принимал он в этом. Если верить этому рассказу, то Войков поддерживал идею убийства и предлагал «довезти царское семейство до ближайшей полноводной реки и, расстреляв, потопить в реке, привязав гири к телам». Однако областной комитет, где и происходили прения по этому поводу, принял постановление о расстреле царской семьи в доме Ипатьева. Выполнение постановления поручалось Юровскому, Войков должен был присутствовать при этом в качестве делегата областного комитета партии. Ему же, как человеку сведущему в естественных науках (он изучал химию в Женевском и Парижском университетах), поручалось разработать план полного уничтожения трупов. Однако этим дело не ограничилось - Войков рассказал Беседовскому, что он принимал участие и в самом расстреле, и штыком добивал раненых. А затем уже в соответствии с намеченным планом стал руководить уничтожением трупов - в распоряжение своим подельникам он предоставил мясницкие топоры, серную кислоту, бензин и спички.
В 1924-м Войков стал послом СССР в Польше. В те времена Варшава считалась этаким славянским Парижем. И новоиспеченный посол жил здесь с французским шиком - у него был собственный моторный катер, он устраивал на Висле роскошные речные пикники. Из Москвы в громадном количестве выписывалась икра, балыки, русская водка - Войков был неравнодушен к алкоголю, а также к женщинам и наркотикам. Однако вскоре этим «простым человеческим радостям» пришел конец: 7 июня 1927 года Войкова на варшавском вокзале застрелил 19-летний юноша, русский эмигрант Борис Коверда. На суде на вопрос о том, почему он это сделал, Коверда ответил: «Я отомстил за Россию, за миллионы людей».
Татьяна Шевченко
Источник: "Крымская газета"
|
|